На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • Серж Брукс
    Может и сейчас хотят,да кишка тонка!В США забили трев...
  • Дмитрий Боев
    Но сначала надо усмирить поставившую его и поддерживающую коалицию типа "Антанта 2.0". И в руководимой ими гибридной ...Что скрывается за...
  • Людмила
    Эту мразь только вешать, а перед этим свозить на кладбища, показать сколько мужиков он сгубил...ради чего, ведь весь ...Что скрывается за...

Психологи придумали «вакцину» от поддельных новостей

Результаты социологических опросов, проведённых по всему миру, показывают, что, хотя большинство людей и осведомлены о глобальном потеплении, далеко не все из них уверены в том, что оно действительно имеет место быть.

Происходит это потому, что кроме научно доказанных фактов в средства массовой информации просачивается множество сомнительных умозаключений, не имеющих какого-либо вразумительного обоснования. Высокая политизированность данного вопроса ещё больше усугубляет сложившуюся ситуацию.

Аналогичная проблема касается и многих других животрепещущих тем сегодняшнего дня.

Международная команда психологов из Университета Кембриджа, Йельского университета и Университета Джорджа Мейсона решила подойти к вопросу влияния ложной информации на мнение людей с совершенно неожиданной стороны. Учёные подумали, что такой успешный метод, как вакцинация, а точнее его основной принцип, вполне может сгодиться и для психологии.

Другими словами, они решили, что если человеку выдать небольшое количество заведомо ложной информации, таким образом «сделав прививку», то у него «выработается иммунитет» к дезинформации, и в будущем он самостоятельно сможет отсеивать откровенную ложь и основывать своё мнение только на проверенных фактах. 

Читайте также: В мире животных: носороги собираются у огромных куч навоза, чтобы узнать последние новости (ФОТО)

Для того чтобы изготовить «вакцину», ведущий автор исследования доктор Сандер ван дер Линден (Sander van der Linden) и его коллеги искали наиболее убедительные фальшивые высказывания о текущих климатических изменениях, которые были растиражированы в разных уголках Интернета и оказали существенное влияние на общественное мнение.

«Победителем» было признано утверждение, что среди учёных не существует единого мнения по поводу глобального потепления. Данное высказывание, в частности, распространяется с лёгкой руки проекта Oregon Global Warming Petition Project.

На сайте организации утверждается, что 31 тысяча американских учёных подписала петицию о том, что нет никаких убедительных доказательств тому, что выбросы углекислого газа за счёт человеческой деятельности приведут к изменению климата. 

В противовес этой откровенной дезинформации психологи использовали достоверное утверждение о том, что 97% учёных признают антропогенный фактор одной из основных причин климатических изменений.

Вооружившись всем необходимым, исследователи провели замаскированный эксперимент на онлайн-платформе Amazon Mechanical Turk, в котором приняли участие более 2000 человек из США разного возраста, образования, пола и политических взглядов. Данная площадка позволяет «заказчикам» привлекать людей для выполнения тех или иных задач за плату. 

В первой части экспериментов различным группам участников предлагали либо ложную информацию в виде скриншота со страницы сайта петиции, либо правдивую в форме круговой диаграммы, либо последовательно сначала правдивую, затем ложную.

На протяжении всего эксперимента людей просили оценить уровень своего доверия к факту наличия консенсуса, то есть единого мнения, среди учёных по поводу климатических изменений. 

В первом случае уровень доверия падал в среднем на 9%, во втором — возрастал на 20%. Психологи были удивлены, обнаружив, что последовательно представленная правда и ложь практически нейтрализовали друг друга, и мнение опрошенных изменялось не более чем на 0,5%.

«Неприятно осознавать, что дезинформация настолько сильна в нашем обществе, — рассказывает Линден в пресс-релизе Кембриджа. — Мнение людей относительно изменения климата недостаточно прочное. Они знают, что дебаты продолжаются, но не всегда понимают, во что верить. Противоречивые сообщения постоянно возвращают их обратно в точку отсчёта». 

На следующем этапе двум группам опрашиваемых психологи «сделали» две разные «прививки» от дезинформации. Первая носила общий характер.

Участникам предварительно сообщали, что некоторые политически мотивированные организации используют тактику введения в заблуждение общественности и утверждают, что среди учёных много разногласий.

«Вакцина» для второй группы была узко направленной — против сомнительной петиции. Опрашиваемым указывали на то, что некоторые из заявленных подписей принадлежат, например, Чарльзу Дарвину или музыкальной группе Spice Girls и что менее 1% всех подписантов имеют опыт работы в области наук о климате. 

Для всех «привитых» участников ложное сообщение после правдивого действительно не нанесло никакого ущерба мнению. В первой группе принятие существования согласия между учёными увеличивалось в среднем на 6,5%, а во второй группе — на 13%.

Интересно, что «прививки» сработали только на людях, которые изначально были склонны полагать, что консенсус в научных кругах уже давно достигнут. А вот большинство опрошенных, которые предпочитают верить в разнообразные «теории заговора», так и оставались при своём мнении.

Более подробно с результатами необычного исследования и выводами авторов можно ознакомиться, прочитав статью, опубликованную в журнале Global Challenges. 

Отметим, что проблема дезинформации в СМИ стара как мир, и вряд ли кому-то когда-то удастся с нею справиться на все 100%. Но у каждого человека есть выбор, чему верить и как выстраивать своё мнение: на проверенных временем фактах или же на эмоциональных умозаключениях сегодняшнего дня без какого-либо достойного обоснования.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх